Наверх
Официальный сайт администрации Верхнебуреинского муниципального района

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB.
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо →.
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc.
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Закрыть ×

Сегодня 14 ноября 2018

Обновлено 4 часа назад

События О районе Местное самоуправление Деятельность Документы Важно Обращения Контакты

Сулук – частица Хабаровского края

21 августа 2017

Сорок лет назад на месте поселка Сулук была заросшая таёжным разнотравьем и соседствующими березами и пихтами сопка. Своему рождению Сулук обязан постановлению партии и правительства о строительстве Байкало-Амурской магистрали.

Летом 1974 года в долине реки Сулук появились первые изыскатели, воины-железнодорожники, прокладывающие трассу полотна. А чуть позже был выпущен приказ министра транспортного строительства СССР. «Организовать строительно-монтажный поезд № 338…. Институту Дальгипротранс, осуществить проектировку жилого поселка и согласовать с трестом «Дальтрансстрой». (Из приказа министра транспортного строительства        СССР).             Формирование поезда началось 5 июля 1977 года. Начальником был назначен главный механик треста «Дальтрансстрой» Ступин Сергей Иванович.  Как и при создании любой другой организации, прежде всего стал вопрос о комплектовании организации кадрами. БАМ – стройка молодых, поэтому в решении вопроса о комплектовании, ставка делалась на молодежь. 12 июля постановлением бюро Хабаровского краевого комитета комсомола был создан комсомольско-молодежный отряд численностью в 100 человек.

А через несколько дней в райкомы, горкомы комсомола города стали поступать заявления от добровольцев. Молодежь со всех концов края откликнулась на призыв комсомола «Даешь, Сулук!».

        В крайкоме ВЛКСМ была организована специальная мандатная комиссия, которая отбирала лучших из лучших. Первые строители и жители нового города  должны были достойно представлять Хабаровский край. Принцип подбора людей определяла специфика работы – новая стройка. А это значило, что люди различных профессий требовались в разное время.

В начале строительства поселок Сулук испытывал недостаток в каменщиках-монтажниках для строительства жилых домов, общежитий, столовой, котельной, дизельной. Потом потребовались  машинисты электростанций, кочегары, для скорейшего создания теплового хозяйства поселка. И нужны были не просто плотники, каменщики, машинисты, а профессионалы, владеющие этими профессиями в совершенстве.

        В тресте возложили надежды на комсомольско-молодежный отряд, в который шли ребята, получившие надежную специальность в армии, закаленные в краевом отряде «Баневуровенц». И не ошиблись!       Проект поселка разработал институт НИИ «Дальгипротранс». В краткие сроки была подготовлена вся проектно-сметная документация: генеральный план поселка, вертикальная планировка.

        Первый отряд добровольцев выехал на место будущего поселка 25 июля. Среди первых, кто выехал на место будущего поселка – пятнадцать человек во главе с опытным  строителем Юрием Антоновичем Сохиным.

        24 августа 1977 года в Хабаровске состоялись торжественные проводы отряда «Хабаровский комсомолец». Именно ему суждено было стать первым подразделением созданного в то время строительно-монтажного поезда «ХабаровсктрансстройБАМ» для сооружения станции Байкало-Амурской магистрали – Сулук.

      Отряд «Хабаровский комсомолец» решил: построить на БАМе лучший поселок. Это было время комсомольской романтики. И не каждому из желающих удалось попасть в тот первый отряд добровольцев. Для сооружения будущей станции приехали самые лучшие, самые достойные представители комсомола края. Сергей Манойленко, заводской парень, стал командиром отряда «Хабаровский комсомолец».

       25 августа посланцы Хабаровского края отправились на место своей постоянной дислокации, чтобы начать воплощать мечту в реальность.

        Утро выдалось туманным и прохладным. Но это не отразилось на настроении людей, собравшихся на перроне станции Ургал, чтобы встретить новое бамовское пополнение – головную группу отряда «Хабаровский комсомолец» из строительно-монтажного поезда «ХабаровсктрансстройБАМ». Митинг открыл первый секретарь Верхнебуреинского райкома КПСС Луночкин В.И.. С прибытием на вернебуреинскую землю бойцов отряда поздравил первый секретарь районного комитета комсомола Шафир А.Л., первопроходец магистрали, газоэлектросварщик ССМП «Укрстроя» Карунский А.И. . Офицер-железнодорожник Урецкий И.Ф. в своем выступлении сказал, что пройден Дуссе-Алиньский туннель, уложено первое звено на разъезде Аваха, впереди будущая станция Сулук, звездочку которой зажечь на карте БАМа доверено вам, представителям Дальнего Востока, в которой мы с вами приедем по новому железнодорожному пути, проложенному сквозь тайгу, горные хребты и болота.

          Бригадир отряда «Хабаровский комсомолец» Александр Суслов в ответном слове выразил благодарность за теплую встречу и от всех бойцов заверил, что мы быстро вольемся в бамовскую трудовую семью и займем в ней не последнее место. В короткий срок и с высоким качеством построим станцию Сулук и жилой поселок. Мы не боимся трудностей, выполним все поставленные перед нами задачи. Начальник поезда «ХабаровсктрансстройБАМ» Ступин С.И. сказал: «Наш трест «Дальтрансстрой» имеет свои славные традиции, своих прославленных строителей стальных магистралей. Мы являемся преемниками строителей железных дорог Волочаевка-Комсомольск-на-Амуре, Комсомольс-Советская Гавань, Известковая-Ургал, участниками строительства паромной переправы Ванино-Хомск на Сахалине, главного моста БАМа у Комсомольск-на-Амуре и многих других важнейших объектов. Уверен, что эти традиции будут продолжены и на стройке века. Сулук станет образцовой станцией Восточного участка БАМа. Порукой тому – молодой задор и энергия посланцев хабаровской комсомолии».

        У подножия Дуссе-Алиньского хребта был установлен мемориальный камень с надписью «Здесь 25 августа 1977 года для строительства станции Сулук высадился отряд «Хабаровский комсомолец».           Весь  специализированный строительно-монтажный поезд «ХабаровсктрансстройБАМ» получил звание комсомольско-молодежного коллектива. Тем самым был официально признан особенный характер хабаровского поезда – он по составу молодежный на девяносто процентов, а по духу и энергии на все сто!           Отряду предстояло начать строительство у таежной реки Сулук одноименного поселка и станции будущей железной дороги. Вскоре появились и первые палатки. Затем два общежития, закладывался фундамент под овощехранилище, готовы были столовая, котельная, баня.

На строительстве поселка трудились комсомольско-молодежные бригады А. Суслова, И. Даудова, Б. Борисова, В. Тараканова, Петрова В., Кончина А. и др.

        В ноябре появилась первая улица. На новеньких общежитиях прибивали табличку «Улица имени 60-летия Октября». Параллельно строилась новая улица с двухквартирными брусчатыми домами – имени Хабаровского комсомола. Дала ток дизельная электростанция, сооружались объекты промышленной базы.

        Строительным победам способствовал и труд воинов-железнодорожников. Трудовую победу одержали мостостроители и воины-железнодорожники Восточного участка Байкало-Амурской магистрали. На месяц раньше срока, как и предусматривалось обязательствами, завершено сооружение железнодорожного перехода через горную реку Аякит. В сложных геологических условиях коллектив «Мостоотряда № 51» уложил в скальный грунт 3400 кубометров сборного и монолитного бетона и железобетона, 250 кубометров облицовочных блоков, смонтировал 800 тонн металлоконструкций.            В октябре 1977 года рабочее движение поездов на участке Ургал-Сулук было открыто. Особенно радовались этому событию рабочие ССМП «ХабаровсктрансстройБАМ», возводившие станцию Сулук. Раньше им приходилось возить грузы за 30 километров по нелегкой притрассовой дороге через перевалы и сопки, после открытия движения-грузы подавались непосредственно на строительную площадку.

         В конце января 1978 года был утвержден генеральный план и проект детальной застройки станции и поселка Сулук. По склону сопки расположились двухэтажные и пятиэтажные дома для железнодорожников, закладывался детский сад, школа, здание вокзала. Ускоренными темпами сооружалась котельная, водозабор, станционное хозяйство, очистные сооружения.

        В феврале посланцы Хабаровского комсомола подарили поселку замечательный клуб со спортивным залом, просторной библиотекой.

       В первом квартале 1978 года бригада Б. Н. Борисова, была признанна лучшей по итогам социалистического соревнования и обязалась выполнить план 12 месяцев к 25 августа – годовщине начала строительства. Бригадир избран делегатом на XI Международный фестиваль молодежи и студентов. Плотники хозрасчетной бригады А. В. Суслова на общем собрании решили  принять в свой состав Героя Советского Союза летчика эскадрильи «Хабаровский комсомолец» Л. Глушенко и регулярно выполняли его          норму.        В 1983 году сданы все объекты намеченного строительства. Школьники вселились в просторную, светлую трехэтажную школу со столовой, актовым и спортивным залами. Уютный детский сад принял своих питомцев. Было принято в эксплуатацию одно из красивейших на Восточном участке БАМа здание вокзала - гордость поселка.

Много сил и энергии в строительство поселка вложили: Холод Т.Ф., Казакевич В.А., Соловьев А.И., Борисов А.И., Середа Н. , Слухай В..

Многие бамовцы за вклад в строительство Байкало-Амурской железной магистрали были награждены медалью «За строительство Байкало-Амурской Магистрали»: Борисова Г., Вологдина Л.М., Григорчук А.И., Грищенко А.В. ,Корнеев А., Медведева В.С., Осетрова Т., Родионова К.Р., Тарычев В.,

 

 

По материалам архивного сектора

администрации Верхнебуреинского

муниципального района