Наверх
Официальный сайт администрации Верхнебуреинского муниципального района

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB.
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо →.
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc.
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Закрыть ×

Сегодня 19 ноября 2018

Обновлено секунду назад

События О районе Местное самоуправление Деятельность Документы Важно Обращения Контакты

Как правильно провести малую закупку у единственного поставщика

18 июля 2018
Как правильно провести малую закупку у единственного поставщика

Как правильно провести малую закупку у единственного поставщика

Из статьи вы узнаете

  1. Какие правила действуют для малых закупок
  2. Как планируют и обосновывают малые закупки
  3. Чего не надо делать для закупок малого объема
  4. Как оформить договор на малую закупку

Каждый мечтает о легкой работе, которая бережет время и нервы. Закупать у единственного поставщика в малом объеме позволяют пункты 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. На первый взгляд эти закупки кажутся простыми. Но на практике возникает много вопросов, некоторые из которых создают заказчикам проблемы.

Какие правила действуют для малых закупок

Нормы Закона о контрактной системе содержат два правила для малых закупок. Они ограничивают заказчиков в цене договора и годовом объеме таких закупок.

Стоимость договора по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не может превышать 100 тыс. руб. Объем таких закупок за год не должен быть больше, чем 2 млн руб. Есть альтернатива — рассчитывать лимит от совокупного годового объема закупок: не больше 5 процентов и одновременно не выше 50 млн руб.

Для заказчиков, которым разрешили использовать пункт 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, свои ограничения. Стоимость договора по этому основанию не должна превышать 400 тыс. руб. Лимит закупок за год — не выше 50 процентов от совокупного годового объема закупок и одновременно не больше, чем на 20 млн руб.

Смотрите наглядно в таблице 1, как ограничивает заказчиков в малых закупках Закон № 44-ФЗ.

Таблица 1. Какие действуют ограничения и лимиты для малых закупок

Основание закупки

Стоимость договора

Годовой объем закупок

Пункт 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

Не выше 100 000 руб.

Или 2 млн руб. или 5% от СГОЗ, но не более 50 млн руб.

Пункт 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

Не выше 400 000 руб.

50% от СГОЗ, но не более 20 млн руб.

Есть исключения из общих правил для малых закупок у единственного поставщика. Заказчики, которые закупают для муниципальных нужд сельских поселений, вправе не руководствоваться лимитом годового объема закупок по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, но при этом предел цены договора для них действует. С заказчиками, которые закупают за границей, все с точностью до наоборот: можно не ограничивать себя пределом цены договора, но надо следить за лимитом годового объема закупок.

Что разъяснил регулятор о лимитах и ограничениях

Минфин периодически выпускает письма, которые разъясняют случаи закупок у единственного поставщика. Например, регулятор уточнил: перечисленные в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заказчики вправе дополнительно использовать и основание для закупок до 100 тыс. руб. (письмо Минфина от 19.06.2017 № 24-01-10/38131).

Важно

Собирайте и прикладывайте к договорам коммерческие предложения для достатысячных договоров, чтобы избежать проблем при проверках

Еще одним письмом Минфин ответил на вопрос, можно ли использовать закупки по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ вместо специальных норм. Регулятор считает, что нормы для малых закупок не ограничивают заказчика в номенклатуре закупаемого. Заказчик может использовать их вместо специально предназначенных пунктов 1, 8 и 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Допустим, необходимо заключить контракт с единственным поставщиком на услуги теплоснабжения. Если его цена меньше 100 тыс. руб., заказчик может использовать как пункт 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, так и пункт 8 части 1 статьи 93 (письмо Минфина от 21.06.2017 № 24-05-07/38889).

Обратите внимание на разъяснение прежнего регулятора контрактной системы. Минэкономразвития не рекомендовало заказчикам выбирать весь объем малых закупок в начале года. Ведь лимиты бюджетных обязательств могут отозвать и уменьшить, и тогда заказчик может оказаться в непростой ситуации (письмо Минэкономразвития от 12.02.2015 № Д28и-229).

Если заказчик превысит лимит годового объема закупок, ему грозит административный штраф. Должностное лицо оштрафуют по части 1 статьи 7.29 КоАП. За такое правонарушение должностное лицо оштрафуют на 30 тыс. руб. (представление Счетной палаты от 10.06.2016 № ПР 11–112/11–02).

Из зала суда

Что важно знать о малых закупках поставщикам

Заказчик, который раздробил закупку на несколько «достатысячных» договоров, чтобы формально соблюсти ограничения по закупкам малого объема, уходит от конкурентных процедур. Когда по факту такие договоры образуют единую сделку, поставщик не может не знать о нарушениях. Контракты в этом случае могут признать ничтожными, требовать оплату по ним не будет оснований.

Например, муниципалитет заключил с обществом контракты на строительство и ремонт сетей наружного освещения общей суммой более 3,2 млн руб. Часть закупок провели через конкурентные процедуры, для другой использовали малые закупки у единственного поставщика. 10 договоров по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заключали в течение двух недель. Администрация не стала платить за выполненные работы, и подрядчик обратился в суд. Суд принял решение взыскать в его пользу только задолженность по тем контрактам, которые заключали по результатам конкурентных закупок. Доводы о том, что «достатысячники» использовали, чтобы сэкономить время, а договоры заключали по мере поступления проектной документации, не приняли. Подрядчик понес убытки больше, чем на 1 млн руб. (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.10.2017 № Ф08-7446/2017, № А32-40349/2016).

Как планируют и обосновывают малые закупки

Каждую закупку надо запланировать, исключений из этого правила нет. Но закупки по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ планируют по упрощенному порядку. Смотрите на 4 особенности порядка планирования:

  1. Обобщенную информацию о закупках малого объема указывают одной строкой по каждому объекту закупки. Не отражайте в планах каждый товар, работу или услуг отдельно (п. 2 Требований постановления Правительства от 05.06.2015 № 552, п. 2 Требований постановления Правительства от 21.11.2013 № 1043).
  2. По каждому пункту указывают один ИКЗ и объем финансового обеспечения. В 30-33-м разрядах ИКЗ надо указывать нули (пп. 3 и 5.1 Порядка приказа Минэкономразвития от 29.06.2015 № 422). Федеральным заказчикам надо детализировать объем финобеспечения по каждому коду бюджетной классификации. Информация об объеме вносится в разрезе раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов.
  3. Наименованием объекта малой закупки служит норма Закона № 44-ФЗ, которая является основанием для процедуры.
  4. Информацию в столбцах 4, 13 и 14 в плане закупок не указываем.

Немало вопросов у заказчиков вызывает порядок, по которому обосновывают закупки малого объема. Отметим 3 нюанса правил обоснования:

Совет

Если не выбрали весь объем товаров, работ или услуг по договору, оформляйте расторжение

  1. По малым закупкам у единственного поставщика постановление Правительства от 05.06.2015 № 555 обязывает заказчика обосновать общий объем средств в соответствующем году.
  2. Для плана закупок в форме обоснования необходимо заполнить столбцы 2, 3, 5 и 6. Если информация по столбцам 4 и 7 не предусмотрена, пропишите «Отсутствует».
  3. Для плана-графика в форме обоснования заполните столбцы 2, 3, 4, 5, 7 и 8. Столбцы 6, 9 и 10 заполнять не нужно. В столбце 8 формы укажите информацию о соответствии закупки малого объема ограничениям годового объема таких закупок по Закону № 44-ФЗ (письмо Минэкономразвития от 26.10.2016 № Д28и-2944).

В случае изменения годового объема закупок в план закупок и план-график необходимо внести изменения. Если у федеральных заказчиков изменился годовой объем закупок по видам расходов, также необходимо внести изменения в план закупок и план-график.

Чего не надо делать для закупок малого объема

Процедура, по которой заключают и исполняют договор на малую закупку, тоже упрощенная. Многое из того, что обязательно для конкурентных закупок, не надо делать заказчику, когда он закупает по пункту 4 или 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Заказчику нет необходимости:

Важно

Помните, что все ограничения на импорт не действуют в малых закупках. Но запреты на допуск иностранной продукции заказчик применять обязан

  1. Публиковать в ЕИС извещение о закупке.
  2. Размещать в реестре контрактов информацию о том, что договор заключили, исполнили или расторгли.
  3. Готовить отчет-обоснование способа закупки и его цены.
  4. Составлять и размещать в ЕИС отчет об исполнении контракта

Закон № 44-ФЗ не требует рассчитывать и обосновывать начальную цену в договорах на малые закупки. Несмотря на это рекомендуем готовить подтверждение, что рынок изучили. Прикладывайте к договорам коммерческие предложения или скриншоты с интернет-сайтов.

Как оформить договор на малую закупку

Правила контрактной системы позволяют заключать контракты по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ в любой форме, которую ГК предусматривает для совершения сделок. Согласно статье 158 ГК сделки совершают в устной или письменной форме.

Однако получатели бюджетных средств могут проводить закупки только заключая контракты и договоры. Такой вывод следует из пункта 3 статьи 219 БК, пункта 8 статьи 3 Закона № 44-ФЗ.

Часть 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ предоставила заказчикам право обходиться без определенных условий в контрактах на малые закупки. Упрощенные правила разрешают:

  • не использовать условие об ответственности сторон и не начислять неустойку за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
  • не применять типовые контракты и типовые условия контрактов;
  • не включать в контракт условие о порядке и сроках оплаты и приемки.

Совет

Учитывайте суммы, выданные под отчет сотрудникам для закупок малого объема, в годовом объеме закупок до 100 тыс. и 400 тыс. руб.

Однако не делайте из последнего исключения вывод, что 30-дневный срок на расчет с единственными поставщиками не действует. Часть 13.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ обязательна для всех заказчиков и во всех закупках кроме ограниченных для СМП и СОНО (письмо Минфина от 16.11.2017 № 24-03-07/77518). Рекомендуем включить в договор условия о приемке и оплате. Но даже если их не будет, расплачиваться за товар, работу или услугу следует в течение 30 календарных дней с момента приемки. Смотрите в таблице 2, что необходимо указать в договоре на малую закупку.

Что еще разъяснили регуляторы

Минфин и Минэкономразвития высказывали свою позицию по вопросам, связанным с заключением и исполнением контрактов на малые закупки. Отметим 3 нюанса, на которые обратили внимание специалисты министерств:

Совет

Указывайте в контракте на основание, по которому его заключаете, чтобы объяснить при проверке, почему сведения направили или не направили в реестр контрактов

  1. Правила контрактной системы не дают возможности исполнять обязательства по контракту до того, как стороны заключат контракт. Нельзя включать в контракт условие о том, что его действие распространяют на правоотношения, возникшие ранее даты его заключения, пояснили в письме Минфина от 21.06.2017 № 24-04-06/38896. Но суды уже не раз указывали: ретроактивную оговорку как исключение можно использовать в контрактах на услуги водо-, тепло-, газо- и электроснабжения (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.08.2016 № Ф03-3644/2016, № А73-14939/2015).
  2. Нельзя менять при исполнении договора существенные условия договоров на закупки малого объема. Исключение из этого правила — случаи, которые предусмотрели в статье 95 Закона № 44-ФЗ (письмо Минфина от 21.06.2017 № 24-05-08/38833).
  3. В Законе № 44-ФЗ нет запрета оплачивать товар, работу или услугу наличными деньгами. Но в госзакупках действуют требования к наличным расчетам из Указания Центробанка от 07.10.2013 № 3073-У. По нему наличные расчеты в рамках одного договора допустимы в размере не выше 100 тыс. руб. (письмо Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28и-2025).

Госучреждение не может напрямую из кассы оплатить закупаемое. Оплата наличными проходит только через подотчетных лиц. Подотчетные суммы могут выдавать работникам бюджетного учреждения на разные цели: например, приобрести офисные принадлежности и канцелярские товары, оплатить почтовые расходы.

Где вести учет малым закупкам

Получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, по результатам которых не заключали контракты. Этого требует статья 73 Бюджетного кодекса. Ведите самостоятельно такой реестр и включайте в него информацию о закупках, которые не отражаете в реестре контрактов в ЕИС. Среди них должны быть закупки по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Вести его можно в произвольной форме, но реестр должен содержать обязательные сведения:

  • с кратким наименованием закупаемого;
  • наименованием и местонахождением поставщиков, подрядчиков и исполнителей;
  • ценой и датой закупки.

Смотрите на таблице 3, что указать в своем реестре закупок в качестве сведений о закупке малого объема.

Заказчик, который использует пункт 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, чтобы заключить договор на коммунальные услуги, вносит сведения в свой реестр закупок. Сумму договора в таком случае учитывают в годовом объеме закупок по этому основанию. Но если выбрать пункт 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, сведения о договоре надо направить в реестр договоров в ЕИС.

 

 

 Подготовлено по материалам журнала

«Госзаказ в вопросах и ответах»