Наверх
Официальный сайт администрации Верхнебуреинского муниципального района

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB.
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо →.
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc.
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Закрыть ×
victory
до 9 мая
00 дней
00 часов
00 минут
События О районе Местное самоуправление Деятельность Документы Важно Обращения Контакты СВО

Разъяснения

06 декабря 2022

В рамках совещания 18.10.2022 под председательством заместителя руководителя Росреестра Громовой Татьяны Алексеевны по вопросам исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам реализации государственной программы Российской Федерации «Национальная система пространственных данных» от 11.08.2022 № Пр-1424 даны разъяснения на вопросы, поступившие от субъектов Российской Федерации, возникающие при реализации Федерального закона от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости:

Вопросы

Ответы

1

2

3

1

В результате работы по выявлению правообладателей выявляются факты смерти гражданина, являющегося правообладателем объекта недвижимости, без правопреемства. Теоретически имущество является выморочным, но есть лица, фактически владеющие и пользующиеся объектом недвижимости.

В случае, если по результатам проведения мероприятий по выявлению правообладателя объекта недвижимости правообладатель не выявлен, возникают основания для приобретения права государственной или муниципальной собственности на такой объект на основании статьи 1151 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) либо организации взаимодействия с лицами, которые фактически пользуются таким объектом недвижимости в части оформления прав на него.

2

Возможность выявления в качестве правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости наследников собственников объектов недвижимости, в отношении которых имеется информация о факте смерти после 31.01.1998.

В случае смерти наследодателя после 31.01.1998 право наследника не является ранее возникшим, в связи с чем положения статьи 69.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон № 218-ФЗ) на такое право не распространяются, государственная регистрация прав в данном случае должна осуществляться в общем (заявительном) порядке.

3

На законодательном уровне не установлены критерии оценки фактического состояния объекта недвижимого имущества, по которым орган местного самоуправления может сделать вывод о том, что объект недвижимого имущества прекратил существование.

В соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 69.1 Закона № 218-ФЗ после проведения мероприятий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 69 Закона № 218-ФЗ, уполномоченные органы подготавливают проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости (далее - проект решения), в котором указываются, в том числе результаты осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, подтверждающие, что на момент проведения мероприятий по выявлению правообладателей таких объектов недвижимости, являющихся ранее учтенными, они не прекратили свое существование. В случае подтверждения по результатам осмотра факта существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства акт такого осмотра является приложением к проекту решения. Таким образом актом осмотра предусмотрено подтверждение факта существования или прекращения существования объекта недвижимости. Статьей 69.1 Закона № 218-ФЗ не предусмотрено наделение полномочиями уполномоченных органов по оценке сохранности структурной целостности.

4

Обоснование необходимости уплаты государственной пошлины за регистрацию права на земельный участок, предоставленный до вступления в силу Закона № 122-ФЗ (31.01.1998) в случае, если в правоустанавливающем документе не указан вид права или указан вид права – "право пожизненного наследуемого владения" или "право постоянного (бессрочного) пользования".

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона № 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона № 122-ФЗ (до 31.01.1998), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.

До 31.01.1998 в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" применялся действовавший порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.

Регистрация прав на земельные участки (права собственности на землю, права землевладения, землепользования) и договоров с земельными участками (договоров на временное пользование и аренду земельных участков) в соответствии с Земельным кодексом РСФСР 1991 г. относилась к компетенции местных советов народных депутатов.

При этом согласно Земельному кодексу РСФСР 1991 г. регистрации соответствующим Советом народных депутатов подлежал государственный акт, удостоверяющий право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком, договор аренды, договор на право временного пользования земельным участком.

 Указ Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767

"О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" установил, что каждому собственнику земельного участка должно выдаваться свидетельство на право собственности на землю, подлежащее регистрации в регистрационной (поземельной) книге.

 В тоже время Федеральный закон от 30.06.2006 № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (далее – Закон № 93-ФЗ) установил возможность осуществления государственной регистрации права собственности граждан на земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК) (до 30.10.2001), для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, если в документе, подтверждающем право на земельный участок, не было указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права либо данный земельный участок предоставлен указанному гражданину на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.

Таким образом, если право собственности гражданина на земельный участок возникло на основании документа, в котором поименован вид права "собственность", оно зарегистрировано в порядке, действовавшем, до вступления в силу Закона № 122-ФЗ (до 31.01.1998), в том числе ему выдано свидетельство на право собственности на землю (государственный акт), такое право собственности считается ранее возникшим и в данном случае государственная пошлина за государственную регистрацию ранее права собственности на земельный участок не уплачивается. Если же в документе не указан вид права или указан иной вид права – право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, такое право собственности не является ранее возникшим и в этом случае государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности на земельный участок уплачивается в размере, установленном подпунктом 24 пункта 1 статьи 333.33 НК.

5

При направлении запросов в нотариат требуется дата смерти правообладателя.

В соответствии со статьей 69.1 Закона № 218-ФЗ мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости включают в себя, в том числе направление запросов оператору федеральной информационной системы Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (далее - ФИС ЕГР ЗАГС) в целях получения сведений о возможной смерти правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости (пункт 3 части 4). Таким образом, сведения о смерти правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости могут быть получены уполномоченным органом от оператора ФИС ЕГР ЗАГС.

6

При направлении органами местного самоуправления запросов об изменении фамилии в связи с заключением или расторжением брака в ФИС ЕГР ЗАГС посредством СМЭВ поступают ответы об отсутствии запрашиваемых сведений или о том, что данные сведения не переданы из региональной системы. Будет ли реализована возможность получения указанных сведений? В случае отсутствия необходимых данных для заполнения запросов о предоставлении сведений из ФИС ЕГР ЗАГС посредством СМЭВ в отношении выявленного правообладателя ранее учтенных объектов недвижимого имущества, возможно ли рассмотреть возможность о направлении запросов в органы ЗАГС в бумажном виде с целью выполнения задач, предусмотренных статьей 69.1 Закона № 218-ФЗ.

Отмечаем, что  положения статьи 69.1 Закона № 218-ФЗ не содержат запрета на отправление запросов на бумажном носителе. Перечень органов и организаций, в которые в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 69.1 Закона № 218-ФЗ, уполномоченные органы направляют запросы, указан в части 4 статьи 69.1 Закона № 218-ФЗ.

Следует отметить, что данный перечень не является исчерпывающим

7

Каков порядок взаимодействия при выявлении органом местного самоуправления земельных участков, предназначенных для обслуживания объектов электросетевого хозяйства (нет возможности установить местонахождение таких участков, так как нет установленных границ и привязки объектов).

Статья 69.1 Закона № 218-ФЗ не устанавливает особенности выявления правообладателей объектов недвижимости - объектов электросетевого хозяйства и земельных участков, на которых они расположены. В этой связи мероприятия по выявлению правообладателей таких объектов осуществляются в общем порядке. Вместе с тем, полагаем возможным в целях выявления правообладателей таких объектов взаимодействовать, в том числе  с лицами, осуществляющими обслуживание объектов электросетевого хозяйства, в порядке, определенном органами, проводящими мероприятия по выявлению правообладателей. 

8

В соответствии с частью 6 статьи 69.1 Закона № 218-ФЗ в решении о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости указываются результаты осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, подтверждающие, что на момент проведения мероприятий по выявлению правообладателей таких объектов недвижимости, являющихся ранее учтенными, они не прекратили свое существование (акт такого осмотра является приложением к решению).Необходимо ли проведение осмотра здания, в случае, если решение о выявлении правообладателя принимается уполномоченным органом в отношении помещения, расположенного в этом здании?

Если решение о выявлении правообладателя принимается уполномоченным органом в отношении помещения, необходимо проводить осмотр здания либо сооружения, в котором расположено помещение.

9

Отсутствие законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих снятие с государственного кадастрового учета земельного участка, в случае невозможности выявить его правообладателя, но при этом информация о правообладателе содержится в кадастре недвижимости.

Согласно положениям части 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ, пункту 214 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 01.06.2021 № П/0241 (далее - Порядок № П/0241), снятие с государственного кадастрового учета земельного участка, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 1 марта 2008 года, возможно при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок. Таким образом, если в кадастре недвижимости имеются сведения о правообладателе земельного участка, такой земельный участок не подлежит снятию с государственного кадастрового учета.

10

Невозможность регистрации или прекращения имущественных прав на земельные участки, принадлежащие на праве собственности юридическим лицам, прекративших свою деятельность в результате ликвидации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон № 129-ФЗ).

При ликвидации юридического лица оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица; при наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов (пункт 8 статьи 63 ГК).

Согласно пункту 5.2 статьи 64 ГК в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право.

Кроме того, исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (пункт 8 статьи 22 Закона № 129-ФЗ).

На основании пункта 5.11 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам.

Полагаем возможным также отметить, что, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 39 постановления  от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, то взыскатель, не получивший исполнения по исполнительному документу, иное заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с пунктом 5.2 статьи 64 ГК.

Учитывая вышеизложенное, государственная регистрация прекращения прав может быть осуществлена в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ, на основании:

- вступившего в законную силу судебного акта, в резолютивной части которого на орган регистрации прав возложена обязанность осуществить внесение соответствующих записей в ЕГРН;

- либо заявления и приложенных к нему документов, необходимых для осуществления регистрационных действий, представленных уполномоченными лицами.

11

Возникают сложности в сборе информации о правообладателе объекта недвижимости. Органу местного самоуправления необходимо направить различные запросы в соответствующие органы для сбора информации о правообладателе, которой будет достаточно для его идентификации в качестве субъекта права и налогоплательщика. Одним из таких обязательных запросов является запрос о номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), т.к. проект решения о выявлении правообладателя – физического лица должен содержать информацию о присвоении ему СНИЛС. Пункт 2 части 6 статьи 69.1 Закона № 218-ФЗ не содержит каких-либо исключений из таких требований. Вместе с тем, существуют ситуации, при которых граждане, являющиеся правообладателями и выявляемые органами местного самоуправления, не получали номер СНИЛС, т.е. информация о них в системе обязательного пенсионного страхования отсутствует. При этом остальная информация о них органом местного самоуправления собрана и в целом ее достаточно для идентификации гражданина.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 69.1 Закона № 218-ФЗ уполномоченные органы, указанные в части 1 статьи 69.1 Закона № 218-ФЗ, направляют в том числе запросы в орган, уполномоченный на присвоение страхового номера индивидуального лицевого счета (далее - СНИЛС) в системе обязательного пенсионного страхования, - в целях получения сведений об этом номере (при условии отсутствия указанных сведений и подтверждающих их документов в распоряжении уполномоченного органа).

В соответствии с положениями Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" при предоставлении государственных и муниципальных услуг и (или) исполнении государственных и муниципальных функций СНИЛС используется, в том числе в качестве идентификатора сведений о физическом лице.

Одновременно согласно статье 3 Закона № 218-ФЗ Росреестр и его территориальные органы осуществляют государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение ЕГРН.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона № 218-ФЗ в ЕГРН одним из идентификаторов сведений о правообладателе объекта недвижимости является СНИЛС.

С целью получения сведений о СНИЛС застрахованных лиц органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, а также исполняющими государственные и муниципальные функции, ПФР разработан и выведен в промышленную эксплуатацию в единой системе межведомственного электронного взаимодействия вид сведения "Предоставление сведений о СНИЛС застрахованного лица с учетом дополнительных сведений о месте рождения, документе, удостоверяющем личность", позволяющий однозначно идентифицировать застрахованных лиц.

Учитывая изложенное, с целью получения сведений о СНИЛС территориальными органами Росреестра может быть использован вид сведений ПФР "Предоставление сведений о СНИЛС застрахованного лица с учетом дополнительных сведений о месте рождения, документе, удостоверяющем личность".

Указанная позиция изложена в письме ПФР от 11.03.2022 № ЯО-08-19/5596.

12

В соответствии с частью 8 статьи 69.1 Закона № 218-ФЗ, когда ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование, уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости. Не позднее чем за тридцать дней до подачи указанного заявления уполномоченный орган обязан уведомить об этом лицо, выявленное в качестве правообладателя такого объекта недвижимости, способами, указанными в пункте 2 части 9 настоящей статьи. В большинстве случаев, когда ранее учтенный объект прекратил свое существование, имеется информация о смерти правообладателя объекта (либо части объекта), информация о наследниках отсутствует; либо информация о правообладателях отсутствует). Возможно ли в данном случае снятие с учета объекта на основании акта осмотра?

Частью 8 статьи 69.1 Закона № 218-ФЗ установлено, что:

в случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование, уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости;

при этом подготовка и представление в орган регистрации прав акта обследования не требуется, снятие с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости осуществляется на основании заявления уполномоченного органа с приложением акта осмотра такого объекта недвижимости;

не позднее чем за тридцать дней до подачи указанного заявления уполномоченный орган обязан уведомить об этом лицо, выявленное в качестве правообладателя такого объекта недвижимости, способами, указанными в пункте 2 части 9 статьи 69.1 Закона № 218-ФЗ.

В случае, если правообладатель прекратившего свое существование здания, сооружения или объекта незавершенного строительства уполномоченным органом не выявлен в порядке, установленном частями 1–4 статьи 69.1 Закона № 218-ФЗ, в целях недопущения нарушения прав таких лиц, которые обладают правами на прекратившие свое существование объекты недвижимости, полагаем целесообразным уполномоченному органу размещать информацию о предстоящем снятии с государственного кадастрового учета таких здания, сооружения или объекта незавершенного строительства посредством опубликования извещения в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования, на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сети "Интернет", на информационных щитах в границах населенного пункта, на территории которого расположены ранее учтенные объекты недвижимости.

Кроме того, исходя из части 8 статьи 69.1 Закона № 218-ФЗ, в рассматриваемом случае, полагаем, что уполномоченный орган может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета ранее учтенного объекта недвижимости, прекратившего свое существование, при условии, что извещение о предстоящем снятии с государственного кадастрового учета такого объекта было опубликовано в установленном порядке не позднее чем за тридцать дней до подачи указанного заявления.

13

В ходе проведения анализа информации о ранее учтенных земельных участках органами местного самоуправления установлено существование договоров аренды, заключенных на 11 месяцев и пролонгированных на неопределенный срок, то есть данные участки относятся с неразграниченной собственности, а сведения о такой аренде не подлежат внесению в ЕГРН. Что делать с этими участками?

Подпунктом 16 пункта 22 Порядка № П/0241, предусмотрен состав сведений об арендаторе земельного участка, подлежащих внесению в ЕГРН в случае, если земельный участок в аренду предоставлен до вступления в силу Закона № 122-ФЗ. При этом сведения об ограничении права в виде аренды подлежат внесению, в случае если такие ограничения права возникли до вступления в силу Закона № 122-ФЗ, не прекращены и не зарегистрированы в ЕГРН.

Вместе с тем, если земельный участок предоставлен в аренду после вступления в силу Закона № 122-ФЗ и до введения в действие ЗК, договор аренды подлежит государственной регистрации в установленном Законом № 218-ФЗ порядке. В комментируемом случае целесообразно разрешать вопрос на стороне органов государственной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной-арендодателем договора аренды.

14

Нотариус в ответе на запрос сообщает, что после умершего человека открыто наследство и указывает лицо, которое открыло наследство, но свидетельство о праве на наследство не получил. Возможно ли принятие решения о выявлении в отношении такого наследника?

Действующим законодательством предусмотрены случаи, когда момент возникновения права собственности не связан с государственной регистрацией права.

В частности, пунктом 4 статьи 1152 ГК РФ установлено, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Исходя из положений статьи 1162 ГК РФ права наследника оформляются свидетельством о праве на наследство, которое, в свою очередь, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ является основанием для государственной регистрации прав.

Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.

Государственная регистрация таких прав в ЕГРН осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами (часть 2 статьи 69 Закона № 218-ФЗ). Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае полагаем невозможным принятие решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

ОДНО ОКНО ИНВЕСТОРА
СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ, ИНВЕСТОР!
phone 8 (4212) 905515 telegrem t.me/investkhv site invest.khv.gov.ru/ message Обратная связь